Специальность: Подготовка к поступлению в ВУЗ
Продолжительность: 56 академических часовКатегория обучающихся: школьники 9-11 классов
Форма обучения: очная
Продолжительность: 56 академических часов (1 раз в неделю по 4 академических часа (время занятий включает организационные моменты, динамические паузы, проветривание помещения, короткие перерывы).
Количество человек в группе: 10-20
Уважаемые школьники, родители и учителя!
Вашему вниманию предлагается обновленный формат образовательной программы для тех, кто в серьез или не в серьез собирается в медицину. Мы не зря внесли в название упоминание поколения Альфа. Дети именно этого временного периода входят сейчас в самый важный период своей жизни- завершение школы, выбор профессии, а вероятно и всего жизненного пути как следствие. Даже больше, именно они в скором времени определят, как будет выглядеть мир, в том числе и мир медицины. Именно они будут лечить нас через 10 лет. Если мы хотим, чтобы наше будущее медицины было более квалифицированным, умным и эффективным, то в наших силах уже сейчас сделать первый шаг в верном направлении. А именно – начать готовить специалистов максимально рано, еще со школьной скамьи.
Согласно данным экспертов, кроме характеристики возраста, поколение Альфа отличается взглядом на систему образования и технологии. Они выросли в эпоху повсеместной цифровизации, книжки и много текста уже не их формат. Учить новое поколение нужно по-новому. Хорошая новость в том, что технологии образования и медицины не стоят на месте и мы учли все особенности и потребности нового поколения. Была сформирована база с передовым симуляционным оборудованием для большого числа практических навыков, обучены преподаватели по современным технологиям ведения тренингов чтобы внимание при обучении не рассеивалось, а также разработан курс с темами и актуальными навыками, которые пригодятся не только в ВУЗе или колледже, но и в последующей медицинской практике, что вызывает интерес у учеников. Более того, мы осознанно внесли некоторые темы, которые не преподают нигде, но, по нашему мнению, жизненно необходимы в мире медицины. Сюда вошли коммуникативные навыки, умение создавать и защищать презентации, искать и обрабатывать научную литературу, вести дебаты и многое другое.
Программа реализуется в течение 14 занятий по 4 академических часа на базе симуляционного центра «Синтомед».
По окончании курса все выпускники программы проходят экзамен на кафедре клинического моделирования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. При успешном прохождении которого выпускники получат сертификат об успешном прохождении образовательной программы.
Наша программа не просто дает представление о медицинском мире и дает базовые знания о медицинских навыках, но и формирует образ мышления современного медработника с прицелом на светлые перспективы.
Цель программы – формирование медицинской грамотности обучающихся, повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно- коммуникационных симуляционных технологий; социализация обучающихся через профессиональную самоориентацию; потребность в здоровом образе жизни, формирование дополнительных навыков, требующихся от медицинского работника в современной реальности.
Образовательная программа «Медицина поколения Альфа» предназначен для обучения школьников проекта подготовки учащихся 9-11 классов по медицинскому профилю в условиях симуляционного центра.
Профессиональная ориентация молодежи на этапе школьного обучения является важнейшей составной частью народного образования. Разработка новых форм образования опирается на концепцию долговременной непрерывной подготовки специалиста, которая предусматривает ранние формы профессиональной ориентации. В случае медицинской ранней профессиональной ориентации предусматриваются три задачи:
Программа базируется на проекте «Шаг в медицину», поэтому в основе лежит Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. № 570). Вместе с тем в данном проекте были развиты идеи по формированию будущего образа медицинского работника, а также цель дать школьникам все необходимые навыки для максимально эффективного, быстрого и комфортного развития в профессии медицинского работника.
Задачами являются не только знакомство с профессией с самых азов, но и благодаря технической оснащенности тренажерами – возможность попробовать свои силы, помощь в профессиональном самоопределении в медицине, поддержание интереса к профессии, а также формирование ответственного отношения к своему здоровью и пропаганда здорового образа жизни среди сверстников.
Педагогическая целесообразность
Программа «Медицина поколения Альфа» формирует современную этическую позицию; волевые качества личности, такие как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, решительность, дисциплинированность, самоконтроль; развивает креативное мышление; логичность, этичность, способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся.
Программа носит ориентационный характер предпрофильного обучения. Представляет сочетание специально организованных процедур практического знакомства с содержанием профессиональной деятельности медицинского работника, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов в профессиональном выборе.
Используемые методы обучения и контроля самого проекта:
В качестве результатов именно такой подготовки мы считаем – абитуриента, который понимает, что его ждем в будущем в профессии, который готов к резким изменениям в системе обучения на будущих этапах, а также к вызовам нового времени в области медицины.
Задачи
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Практический экзамен на кафедре клинического моделирования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по окончании программы.
Содержание программы
Раздел 1. Система здравоохранения.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Уровни медицинского образования. Медицинские организации, предоставляющие медицинскую помощь. Направления по оказанию медицинской помощи населению. Гарантии качества оказания медицинской помощи. Этапы оказания медицинской помощи. Понятие об уходе.
Тема 1.2. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских организациях.
Термины «асептика» и «антисептика». Основные правила асептики и антисептики. Основное отличие асептических методов и антисептических. Методы асептики. Виды и методы дезинфекции, правила безопасной работы с пациентом. Отличие между стерилизацией и дезинфекцией. Наиболее распространенные методы стерилизации. Последовательность стерилизации (семь этапов). Механизм передачи инфекции. Факторы передачи внутрибольничных инфекций (ВБИ). Проблема внутрибольничной инфекции (ВБИ). Профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ). Меры предосторожности, которые должен соблюдать медицинский работник. Уровни обработки рук. Правила обращения со стерильным материалом. Средства индивидуальной защиты медицинских работников. Периодичность проведения уборки помещений в медицинских организациях.
Раздел 2. Помощь пациенту при осуществлении процессов жизнедеятельности.
Тема 2.1. Этика и деонтология медицинского работника.
Требования, предъявляемые этикой и деонтологией к современному медицинскому работнику. Какая модель взаимоотношений между пациентом и медицинским работником наиболее разумная. Что означает правило конфиденциальности. Что такое добровольное информированное согласие. Как должен вести себя медицинский работник в разных ситуациях. Каким должен быть внешний вид медицинского работника и почему.
Тема 2.2. Основы ухода за тяжелобольным.
Что означает термин «терморегуляция». Какие температуры тела опасны для жизни человека. Что такое лихорадка. Виды лихорадок по степени повышения температуры. Виды лихорадки по форме температурной кривой. Правила измерения температуры. Какие ошибки возможны при измерении температуры. Что такое гипертермия, что может стать причиной её возникновения. Первая помощь при гипертермии. Сколько дыхательных движений (вдох-выдох) совершают люди в минуту. Какую информацию содержит температурный лист. Почему перемещать беспомощного пациента нужно по определенным методикам. Что такое пролежни и в чём причина их образования.
Тема 2.3. Решение проблем пациента.
План опроса и обследования пациента. Этапы научной организации ухода за пациентом. Основные виды медицинской документации. Что лежит в основе организации современной медицинской помощи. Что относится к проблемам пациента. Методы определения проблем пациента. Как правильно общаться с пациентом. Отличия в работе команды профессионалов при разных моделях организации медицинской помощи.
Тема 2.4. Коммуникативные навыки
Коммуникативные навыки. Как общаться с пациентом. Протоколы решения конфликтов. ICE. AIDET. NURSE.
Раздел 3. Оценка функционального состояния пациента.
Тема 3.1. Иммунная система
Иммунитет. Методы профилактики инфекционных болезней. Инфекционные болезни: классификация, особенности течения. Основные пути заражения и передачи инфекции. Проявления основных инфекционных болезней. Лечение инфекционных заболеваний. Этиотропное лечение. Патогенетическое лечение. Симптоматическое лечение.
Тема 3.2. Основы кардиологии
Сердечно-сосудистая система. Строение и работа сердца. Основы сердечной деятельности. Методы изучения работы сердца. Аускультация сердечных тонов в норме и патологии. Частота сердечных сокращений. Определение и измерение пульса. Факторы нарушения работы сердца. Аритмия. Сердечный приступ и нарушение ритма. Кровеносные сосуды. Микроциркуляторное русло. Артериальное давление: норма и патология. Правила измерения артериального давления. Виды и особенности тонометров. Особенности артериального давления у детей. Артериальные гипотензии. Обморок. Артериальные гипертензии. Инсульт.
Тема 3.3. Органы дыхательной системы
Особенности строения органов дыхательной системы. Физиология дыхания. Дыхательный акт и вентиляция лёгких. Спирометрия. Газообмен в лёгких и тканях. Пульсоксиметрия. Нарушения функций и регуляции дыхания, механизмы их компенсации. Аллергия. Этиология аллергических заболеваний, классификация аллергенов.
Тема 3.4. Органы пищеварительной системы
Особенности строения органов желудочно-кишечного тракта. Нарушения работы органов ЖКТ. Очистительные процедуры органов ЖКТ. Проведение очистительной клизмы. Промывание желудка толстым зондом. Методика и этапы проведения очистительных процедур. Показания и противопоказания проведения очистительной клизмы и промывания желудка. Правила асептики и антисептики при проведении очистительных процедур.
Раздел 4. Методы введения лекарственных средств.
Пути введения лекарственных средств. Преимущества и недостатки каждого способа. Энтеральные пути. Правила приёма лекарственных средств. Парентеральные пути введения лекарственных средств. Инъекции. Виды инъекций: внутримышечная, внутрикожная, подкожная, внутривенная. Методики и правила, используемые для проведения инъекций. Постинъекционные осложнения: их причины и профилактика.
Раздел 5. Оказание первой помощи.
Тема 5.1. Первая помощь при неотложных состояниях.
Обеспечение проходимости дыхательных путей и проведение сердечно-лёгочной реанимации. Модуль по обучению приёмам первой помощи на основе стандартов обучения и оказания первой помощи Европейского совета по реанимации.
Тема 5.2. Основы десмургии
Повязки. Виды перевязочного материала. Основные свойства перевязочного материала. Виды повязок по цели наложения. Виды повязок по технике наложения. Понятие о перевязке. Современные средства транспортной иммобилизации. Общие правила наложения повязок. Правила бинтования. Требования к готовой повязке. Используемый материал для наложения повязки. Правила наложения повязок. Показания и техника наложения повязок. Повязки на голову. Повязки на верхнюю конечность. Повязки на грудную клетку и живот. Повязки на нижнюю конечность.
Тема 5.3. Первая помощь при травмах.
Основные причины и классификация травм. Методы остановки кровотечения. Виды ожогов. Обморожения. Причины и проявления шока. Боли. Методы иммобилизации.
Раздел 6. Общие темы
Тема 6.1. Репродуктивное здоровье человека и основы ухода за здоровым новорождённым
Половое созревание человека: этапы и особенности каждого этапа. Половые гормоны и их значение. Репродуктивное здоровье человека. Факторы, угрожающие репродуктивному здоровью человека. Основные этапы эмбриогенеза человека. Биомеханизм физиологических родов. Периоды жизни ребёнка. Особенности ухода за новорождёнными и детьми грудного возраста. Правила пеленания и одежда детей первого года жизни.
Тема 6.2. Основы здорового образа жизни
Принципы здорового образа жизни. Правила рационального режима дня и питания. Расчет биологического возраста. Что такое «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения. Что означают термины «гигиена» и «санитария». Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ). Что входит в ЗОЖ. Что такое «биологический возраст». Что такое «функциональные резервы организма». Какой должна быть оздоровительная физкультура. Индекс массы тела (ИМТ) при индивидуальном анализе состояния здоровья. Антропометрия. Какие факторы необходимо учитывать в рекомендациях по коррекции образа жизни. Основа оптимального рациона питания. Советы человеку, страдающему лишним весом. Советы человеку, страдающему излишней худобой. Антропометрия, расчет индекса массы тела, рекомендации по здоровому питанию.
Тема 6.3. Дополнительные навыки современного медицинского работника
Вопросы логики, философии. Навык поиска медицинской информации. Анализ статистических материалов. Навыки решения конфликтов. Риторика и дебаты. Навыки ораторского искусства. Создание презентаций и защита перед аудиторией.